пятница, 19 ноября 2021 г.

Тема: Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста на физкультурно-оздоровительных занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждени



На современном этапе развития дошкольной педагогики существенное место отводится физическому развитию дошкольников.
С увеличением требований к качеству физической подготовки детей наблюдается заметное омоложение высших достижений в спорте.
В связи с этим перед педагогами стоит проблема поиска таких средств и методов, которые позволили бы детям в более короткие сроки осваивать всё возрастающие по числу и трудности двигательные действия и достигать более высокого уровня физической подготовки. Одним из путей решения этой проблемы является привлечение детей к занятиям по развитию гибкости в возрасте 5-6 лет.
Опыт многих педагогов и тренеров убедительно свидетельствует о реальной возможности и необходимости успешно и продуктивно работать с детьми дошкольного возраста. Физическая подготовка дошкольников является одним из важнейших направлений в практике современного дошкольного образования и воспитания (М.А. Говорова, Л.А. Карпенко, А.В.Плешкань). Гибкость является основополагающим качеством в художественной гимнастике, занятия по которой начинаются уже в 4 года. Именно от уровня развития гибкости зависят спортивные результаты. Гибкость можно и нужно развивать уже в среднем дошкольном возрасте. 
Проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока
еще недостаточно изучены.
Цель исследования: изучение особенностей развития гибкости у дошкольников.
Объект исследования: физкультурные занятия по развитию гибкости дошкольников в рамках ДОУ.
Предмет исследования: процесс развития гибкости у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: гибкость не только можно, но и нужно развивать у детей дошкольного возраста, что способствует как общему физическому развитию детей, так и последующему достижению высоких спортивных результатов.
Задачи исследования:
- анализ теоретических положений проблемы развития гибкости старших дошкольников на 
физкультурно-оздоровительных занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- исследование методических основ развития гибкости у старших дошкольников в условиях ДОУ.
Методы исследования: анализ теоретических положений и методик по проблеме исследования. 
Глава 1. Теоретические аспекты развития гибкости на физкультурно-оздоровительных занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения
 
История развития представлений о гибкости
 Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения, существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза.
Следовательно, в целях совершенствования системы физического воспитания и образования дошкольников необходимо разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии, опирающиеся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонически развитого ребенка.
Воспитание психофизических качеств, важнейшим из которых является гибкость, — необходимое условие полноценного физического развития.
Гибкость — это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок и определяет пределы амплитуды движений.  Ее измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах). В исследованиях Л.Е. Лебедянской, В.И. Ляха подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика и др.), а также при выполнении действий в процессе трудовой деятельности. Движения человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает двигательную деятельность, экономит энергетические ресурсы.
По утверждению Н.А. Бернштейна, развитие гибкости создает благоприятные условия для совершенствования других психофизических качеств. Тем не менее, проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста мало изучена. В современных педагогических технологиях этой проблеме не уделяется должного внимания, используемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие этого психофизического качества. Результаты тестирования детей дошкольного возраста, полученные Московской городской федерацией спортивных обществ, свидетельствуют о том, что только 50 % дошкольников г. Москвы показывают положительные результаты развития гибкости.
Некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, основу которых составляют акробатические упражнения, не подкреплены достаточными экспериментальными исследованиями. В связи с этим была поставлена цель: выявить особенности развития гибкости у детей шестого года жизни.
Гибкость как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев, во многом зависит от врожденных биологических факторов. Однако при систематическом, целенаправленном воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этого психофизического качества.Исследования В.С. Фарфеля, К. Освальда, С. Баско показали специфическое воздействие статических упражнений на развитие гибкости взрослого. При выполнении отдельных статических упражнений, под которыми понимают неподвижное сохранение определенной позы тела, происходит плавное и постепенное растягивание мышц, в процессе которого преодолевается рефлекторное сокращение мышц.
В процессе выполнения рывковых баллистических упражнений в мышцах возникает напряжение в два раза большее, по сравнению со статической растяжкой, и происходит рефлекторное сокращение мышц в первоначальное положение. Таким образом, для развития гибкости взрослого целесообразно использовать статические упражнения.
Выполнение статических упражнений на уменьшенной площади опоры развивает равновесие, от которого зависит качественное выполнение любого движения. Статические упражнения составляют основу многих систем, разработанных для взрослых и направленных на совершенствование физических и психических  возможностей человека. Самая древняя из них — хатха-йога, в которой статические упражнения являются средством развития гибкости.
В настоящее время получила распространение система стрейчинга, суть которой состоит в том, что с помощью медленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза.
Но какими бы эффективными ни были перечисленные выше системы, они разработаны для взрослых. Применение их в неизменном виде в работе с дошкольниками, без учета психофизиологических особенностей детей, может нанести вред несформировавшемуся организму.
Специалисты Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук выделяют шестой год жизни детей как наиболее нестабильный период в физическом развитии.
Изучив научно-практическую литературу, мы выдвинули предположение о возможности использования статических упражнений для воспитания гибкости у старших дошкольников.
Для того чтобы проследить динамику развития гибкости звеньев опорно-двигательного аппарата до и после эксперимента, использовались следующие тесты. Для определения гибкости позвоночника — «Наклон назад 
стоя», «Наклон в сторону стоя», «Наклон вперед сидя». Результат измерялся в сантиметрах. Для определения гибкости тазобедренного сустава — «Отведение ноги назад», «Поднимание прямой ноги вперед, в сторону». Гибкость верхнего плечевого пояса определяли с помощью тестов «Отведение руки назад сверху», «Отведение руки назад снизу».  Результат измерялся в градусах.
Для определения развития статического равновесия .
Для определения развития статического равновесия использовалась модифицированная «Поза Ромберга», удержание которой, по исследованиям Э.Я. Степаненковой, для дошкольников составляет 10 секунд.
Заключение
Гибкость как психофизическое качество характеризует степень подвижности звеньев (т.е. эластичности мышц и связок, формы суставов) опорно-двигательного аппарата человека при выполнении им движений с определенной амплитудой. С биологической точки зрения гибкость как показатель морфофункционального свойства организма человека обусловлена состоянием центральной нервной системы (т.е. степенью относительного торможения в коре больших полушарий головного мозга), а также генетическими особенностями развития его организма, а потому довольно сложно поддается внешним факторам воздействия в виде тренировки.
В теории и методике физического воспитания гибкость принято делить на пассивную и активную. Первая характеризует способность человека выполнять те или иные двигательные действия, связанные с перемещением тела в пространстве при минимальной амплитуде движений, а вторая — его способность выполнять те же двигательные действия, но уже с максимальной амплитудой движений. Следовательно, режимы интенсивности, в которых она проявляется, имеют достаточно широкий диапазон действия от слабой в пассивном состоянии до максимальной в активном.
В отличие от других двигательных способностей гибкость начинает ухудшаться еще до начала поступления ребенка в школу. При этом, увеличение объема двигательной активности не оказывает особого влияния на темпы роста гибкости у детей.
Проведенные исследования выявили лишь половые особенности развития данного психофизического качества у детей в возрастном интервале от 4 до 7 лет. При этом, к 10-12 годам подвижность голеностопных суставов у детей уменьшается уже в среднем на 25% от исходного уровня. Поэтому педагогам по физическому воспитанию и воспитателям крайне необходимо уделять особое внимание развитию данного двигательного качества еще в дошкольном возрасте, поскольку, именно здесь имеются все биологические предпосылки для его успешного развития. Недостаток же его может отрицательно сказаться на развитии выносливости, быстроты, ловкости и силовых способностей, а также снижать темп усвоения ребенком новых движений.Таким образом, увеличение объема двигательной активности детей в режиме дня в целом положительно влияет на темпы роста 5 из 7 психофизических качеств: скоростных; общей и силовой видов выносливости; скоростно-силовых, а также координационных. При этом, независимо от режима двигательной активности уровень развития ловкости и гибкости, у девочек в возрастном интервале от 4 до 7 лет остается выше, чем у мальчиков того же возраста, что указывает на признаки полового диморфизма основных жизнеобеспечивающих функций их организма на данном этапе онтогенеза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тема :Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

  Тема :Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.   ( рекомендации для родителей)   В...